Продолжая использовать этот веб-сайт без изменения настроек, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie в соответствии с нашей политикой использования файлов cookie .
Чтобы узнать больше о файлах cookie, о том, как мы их используем на нашем сайте и как изменить настройки файлов cookie, ознакомьтесь с нашей политикой использования файлов cookie.

Комплаенс консалтинг
Описание
Доп. информация
Описание
Доп. информация
Связанная информация
Анализ и просчет рисков
Евгений Чистяков
Иван Жданов
Соответствие 115-ФЗ ПОД/ФТ
Группа компаний

Комплаенс консалтинг

Анализ рисков
Соответствие 115-ФЗ

В законодательстве России термин «комплаенс» не используется, но содержатся указания на близкий по содержанию термин «внутренний контроль» – то есть контроль самой организации за соблюдением ею же законодательства. Поэтому комплаенс и внутренний контроль могут использоваться либо как синонимы, либо внутренний контроль будет означать проверку всей деятельности организации, а комплаенс – проверку только внутренних актов.

В России законодательное требование о ведении внутреннего контроля содержится в следующих законах:
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ «Об организованных торгах» – статья 14
  • Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» – статья 10
  • Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» – статья 87.1
  • Закон от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» – статья 28.1
  • Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» – статья 11.1-2

Преимущества проведения

Прежде всего, проведение комплаенс позволяет своевременно обнаружить и устранить текущие и потенциальные нарушения законодательства и стандартов делового оборота во внутренних актах и процессах компании. Другими словами, комплаенс сохранит деловую репутацию и денежные средства, которые не придется направлять на выплату штрафа или убытков.

Несмотря на очевидность недопустимости взяток, мошенничества или иных правонарушений существует множество обстоятельств, которые могут повлиять на конкретного работника и привести к ошибкам. Для предотвращения подобных инцидентов и необходима система внутреннего контроля, зачастую устанавливаемая в рамках процедур комплаенс. Например, в результате исследования американского рынка компьютерной безопасности было установлено, что ряд компаний направляют на комплаенс компьютерной безопасности 5,47 млн долларов в год согласно нормам. При этом компании, которые не проводят комплаенс, вынуждены выплачивать в среднем 14,82 млн долларов штрафов за ненадлежащее осуществление деятельности (по данным Globalscape).

Еще одним преимуществом проведения комплаенс является то, что эта процедура позволяет оперативно соотносить текущие процессы компании с требованиями государства или международных организаций согласно специальным нормативным актам: конвенциям, декларациям, постановлениям Правительства, приказам министерств, ГОСТ и т. д. Обычно эти документы устанавливают особые правила осуществления деятельности в соответствующей сфере. В частности, если для работы компании необходима лицензия, в рамках комплаенс осуществляется проверка действительности текущей разрешительной документации, ее обновление или получение новой.

Таким образом, налаженная система внутреннего контроля способствует выявлению правовых рисков и позволяет оптимизировать бизнес-процессы. Помимо этого, регулярное проведение комплаенс или наличие внутренней службы комплаенс-контроля напрямую отражается на репутации компании на рынке, поскольку служит гарантией надежности компании для ее контрагентов.

Порядок проведения

Безусловно, комплаенс полезен для любой компании, и чем она крупнее, тем выше необходимость в установлении внутреннего контроля. Важно отметить, что такой контроль особенно необходим в организациях, связанных с высокими рисками коррупции или мошенничества. Например, обязанность проведения комплаенс установлена для компаний, занимающихся автоматизированной обработкой персональных данных, согласно статье 15 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных от 28 января 1981 года. При этом комплаенс может быть внутренним и проводиться с помощью специально назначенного работника, но чаще всего эту процедуру заказывают у сторонней аутсорсинговой компании.

Организация процедуры комплаенс состоит из следующих этапов: планирование; оценка и документирование; введение улучшений; контроль нововведений и их оптимизация. Остановимся на каждом из этих пунктов подробнее.

Планирование

Чтобы оперативно разработать план по внедрению внутреннего контроля в деятельность компании, в первую очередь необходимо согласовать проведение комплаенс с руководством. Так как эта процедура затрагивает многие процессы на предприятии и является значимым нововведением, собственнику бизнеса важно понимать основные принципы внутреннего контроля.

После этого компания назначает лицо, ответственное за внедрение и последующее проведение внутреннего контроля.
Если это внешний провайдер, нужно наладить его взаимодействие с менеджментом и бухгалтерией, чьи знания внутренних процессов организации помогут при оценке рисков, разработке внутренних документов и их внедрении.
Следующий шаг – это непосредственная разработка плана по внедрению системы внутреннего контроля, которая включает в себя:
  • определение ключевых правовых рисков, которые подлежат контролю;
  • установку прав и обязанностей ответственных лиц;
  • определение временных и денежных затрат на комплаенс;
  • определение сроков проведения проверок и внедрения системы внутреннего контроля;
  • утверждение порядка проведения проверок процессов компании.

Оценка и документирование

Этот этап посвящен проверке текущего состояния деятельности компании: все ли разрешительные документы имеются (лицензии, уведомления, патенты), нет ли подозрительной активности, есть ли нарушения законодательства, надлежащим ли образом ведется финансовая отчетность и т. д.

Важно определить, какие процессы являются наиболее значимыми и уязвимыми для компании. При описании рисков тех или иных процессов необходимо, во-первых, обозначить вид возможных нарушений, например мошенничество, взяточничество, невыполнение техники безопасности, нарушение стандартов оказания услуг или стандартов качества товаров.

Во-вторых, оценить объем законодательства, регламентирующего процессы, действующие в организации.

В-третьих, установить стимулы или способы давления, которые могут побудить сотрудника компании совершить нарушение и подделать отчетность. Премия за продажу товаров на определенную сумму или, наоборот, недовыполненный план продаж могут быть такими стимулами.

В-четвертых, оценить возможность сотрудника совершить нарушение: нужно проверить должностные обязанности, наличие проверяющих лиц.

В-пятых, определить возможное обоснование нарушения, например: «взятка должностному лицу может привести к гарантированному заключению крупного контракта, который принесет организации существенную прибыль»; «соблюдение стандарта качества товара требует чрезмерных затрат ресурсов, но не отражается на реальных потребительских качествах товара».

После выявления процессов с высокими показателями риска нарушений внедряется новый документооборот, фиксирующий ключевые аспекты каждого подверженного риску процесса. В период после введения новых правил документооборота отслеживается их эффективность и при необходимости вносятся правки.

Помимо оценки рисков, на данном этапе также осуществляется проверка текущих локальных актов и внедренных в организации процессов на соответствие законодательству России и международным актам.

Введение правил внутреннего контроля

Для предотвращения нарушений в организации можно внедрить следующий список локальных актов:
  • кодекс корпоративной этики, в котором содержатся общие положения об организации, основные принципы, правила поведения на работе и в общении с контрагентами, способствующие единообразию в действиях работников;
  • положение о внутреннем контроле, содержащее информацию об ответственных, основных задачах и принципах внутреннего контроля, правах и обязанностях сотрудников в сфере внутреннего контроля;
  • политика комплаенс, устанавливающая необходимость отслеживания изменений в законодательстве и информирования руководства и других сотрудников об этих изменениях;
  • политика сообщения о нарушениях, которая определяет внутрикорпоративные каналы связи, в том числе анонимные, для сообщения о нарушениях сотрудников;
  • антикоррупционная политика, определяющая правила поведения сотрудников в ситуациях, которые могут быть истолкованы как дача или вымогательство взятки;
  • политика против отмывания денег, определяющая поведение сотрудников в случаях взаимодействия с денежными средствами сомнительного происхождения;
  • политика использования и хранения конфиденциальной информации, определяющая порядок использования, хранения, передачи и уничтожения конфиденциальных данных (о компании, ее активах, контрагентах и т. д.) и ее носителей;
  • политика использования персональных данных, определяющая правила обработки персональных данных сотрудников и третьих лиц;
  • политика, направленная на защиту интересов компании и работника в случае возникновения конфликта интересов при заключении сделок;
  • политика конфиденциальности, запрещающая разглашение информации, представляющей коммерческую ценность.

Эти локальные акты должны быть доведены до сведения сотрудников, а при необходимости стоит провести тренинги и тестирования на знание положений выработанных правил.

Контроль нововведений и их оптимизация

Последней, но не менее важной стадией реализации комплаенс является контроль эффективности введенной системы контроля и ее совершенствование при выявлении пробелов или излишне затратных процессов.

Важно отметить, что срок и расходы на внедрение системы внутреннего контроля варьируются в зависимости от размера организации, количества подразделений, дочерних предприятий, акционеров, сотрудников, длительности существования организации до проведения комплаенс и иных критериев. Например, для небольшой компании комплаенс проводится в течение календарного месяца, а для крупной – несколько месяцев. В расходы обычно включаются оплата услуг комплаенс, траты на обновление необходимого оборудования, расходы на организацию документооборота и его систематизацию и т. д. Например, по данным компании MossAdams 50% американских компаний, связанных с деятельностью на рынке ценных бумаг, тратят на осуществление комплаенс с законодательством о рынке ценных бумаг от 100 000 до 500 000 долларов США.

Безусловно, такую сложную про-цедуру не всегда получится провести самостоятельно. Согласно статистике Thomson Reuters, в среднем услугами аутсорсинговых компаний для проведения комплаенс пользуются 24% компаний мира, а на региональном уровне подобная статистика разнится от 20% в Европе до 42% в США. Среди основных причин заказать комплаенс у сторонней организации можно отметить следующие: уверенность в качестве и надежности проводимого комплаенс, отсутствие достаточно квалифицированных кадров в компании, которые могут провести профессиональный комплаенс и экономическая выгода, так как внешний провайдер не требует создания отдельных комплаенс-подразделений в компании.

Так или иначе проведение внутреннего контроля необходимо любой организации, стремящейся уменьшить правовые риски, предотвратить приостановление деятельности организации, привлечение генерального директора к уголовной ответственности в связи с незаконной деятельностью организации или риски ухудшения деловой репутации организации на рынке.

Как комплаенс-подразделение проверяет клиентов

Для начала банк проверяет каждого нового клиента еще на этапе открытия расчетного счета. Ведь до того, как заключить договор, банк должен убедиться, что организация реально существует, клиент не мошенник и открыл предприятие для ведения бизнеса, а не для незаконного вывода денег.

На протяжении всего периода сотрудничества между банком и клиентом служба комплаенса тщательно отслеживает все его финансовые операции.

В частности подозрение могут вызвать:
  • нетипичные для деятельности компании операции;
  • несоразмерность налоговых платежей уровню доходов;
  • отсутствие ожидаемых операций по счетам, непосредственно связанных с работой бизнеса;
  • низкая зарплата работников;
  • резкое снижение размера выручки;
  • постоянные переводы на карты физлиц, не связанные с оплатой труда и т. д.

Особое внимание уделяется контролю за международными платежами.

Если какие-то операции клиента вызвали подозрение, комплаенс-контроль запрашивает документы о происхождении денег и экономическом смысле сомнительных операций. В качестве меры пресечения незаконной деятельности служба может приостановить банковское обслуживание по счету.

Если же необходимые документы представлены в срок, доходы легальны, а расходы понятны и объяснимы, то доступ к счетам восстанавливается.

Важно помнить, что работа службы комплаенса строится на взаимодействии с клиентом. Если у специалистов возникли вопросы, они могут позвонить в офис компании, написать на электронную почту, направить запрос через интернет-банк. Такие обращения не стоит игнорировать.

Если сотрудник комплаенс-подразделения банка звонит клиенту, а он бросает трубку, не отвечает на запросы, значит, ему есть что скрывать. В таком случае банк вправе отказать клиенту в обслуживании.

Не менее важно своевременно сообщать в банк об изменениях, которые происходят с бизнесом. Например: переезд на новый адрес, смена руководителя или учредителя, изменение контактных данных. Постоянное нахождение клиента на связи с банком — залог успешного сотрудничества на долгие годы.

Интересует комплаенс консалтинг?
Оставьте свои контакты или свяжитесь с нами

Почта: info@konsull.ru

Тел: +7 (495) 103-01-32

Телеграм: elena_konsull

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь c обработкой персональных данных.
Описание
Доп. информация
Связанная информация
Анализ и просчет рисков
Евгений Чистяков
Иван Жданов
Соответствие 115-ФЗ ПОД/ФТ
Группа компаний
Анализ рисков
Соответствие 115-ФЗ
Поделитесь ссылкой на эту страницу