Смысл закона в том, чтобы:
Организации, которые работают с деньгами или имуществом (банки, инвестиционные фонды, ломбарды и другие), должны пристально контролировать операции и сделки своих клиентов. В связи с этим 115-ФЗ устанавливает правила работы с клиентами. Регламенты, описанные в законе, обязывают компании выявлять незаконные схемы и предотвращать их.
На кого распространяется 115-ФЗ
Закон распространяется на ряд организаций, которые работают с деньгами или имуществом клиентов, проводят финансовые операции и сделки. Такие компании еще называют субъектами 115-ФЗ. Несмотря на то, что требования закона должны исполнять только определенные организации, их работа неизбежно сказывается на деятельности других участников деловых отношений.
Многие ошибочно считают, что 115-ФЗ распространяется только на банки, так как финансовые организации контролируют операции клиентов. Но это не так. Список субъектов 115-ФЗ не ограничивается банками, перечень гораздо шире.
Закон распространяется на следующие организации (ст. 5 115-ФЗ):
Эти организации в своей работе постоянно принимают, передают деньги и другие ценности. Поэтому они должны пристально следить за операциями и сделками клиентов, чтобы предотвратить незаконные схемы.
Также обязанности по 115-ФЗ должны выполнять адвокаты, нотариусы, аудиторы, юридические и бухгалтерские фирмы, организаторы торгов, клиринговые организации (ст. 7.1 115-ФЗ). Ведь иногда они тоже имеют дело с крупными сделками: нотариусы их удостоверяют, аудиторы — проверяют.
Краткое содержание требований 115-ФЗ
1 - Идентифицировать клиента перед тем, как начать с ним сотрудничать
Организация обязана установить, с кем имеет дело. Для этого сотрудник компании просит клиента предоставить данные о себе и подтвердить их документами.
Физлицо сообщает о себе:
Если клиент — юрлицо, он представляет следующую информацию:
2 - Установить бенефициаров клиента
Бенефициарный владелец — это человек, который напрямую или через других лиц владеет 25 % капитала фирмы или может контролировать ее действия.
Банку важно установить бенефициара клиента, чтобы понимать, в чьих интересах совершается то или иное финансовое действие. Если представитель компании не готов представить данные о бенефициарном владельце, это повод для отказа в приеме на обслуживание.
3 - Обновлять сведения о клиенте не реже одного раза в год
Когда клиент пришел первый раз, организация запрашивает у него информацию и документы, проверяет их и фиксирует. Со временем сведения могут стать неактуальными: женщина вышла замуж и поменяла паспорт, фирма выбрала нового директора. Иногда клиент по условиям договора обязан сам сообщать новые данные, если они изменились. Или организация направляет ему раз в год анкету, чтобы уточнить информацию.
4 - Установить степень риска совершения подозрительных операций
Всего уровня три: низкий, средний, высокий. Признаки, по которым определяется риск клиента, устанавливает сама организация на основе критериев 115-ФЗ и других нормативно-правовых актов.
Вот несколько факторов, которые повышают риск клиента в глазах организации:
Со временем уровень риска клиента может измениться. Например, банк повысит его, если клиент совершит сомнительную операцию. Физлицам и юрлицам с высоким уровнем риска уделяется более пристальное внимание: о них чаще обновляют данные и запрашивают подтверждающие документы по операциям. Банк также может установить лимиты на переводы или снятие наличных, пока не убедится в их благонадежности.
5 - Утвердить правила внутреннего контроля и должностное лицо, отвечающее за их выполнение
Правила внутреннего контроля — это внутренний документ, который принимает руководитель организации. ПВК устанавливают правила, регулирующие процесс по ПОД/ФТ в конкретной компании: какой отдел за это отвечает, как выявлять необычные сделки, как обучать сотрудников. Также правила внутреннего контроля определяют должностное лицо, которое контролирует исполнение его положений.
Что могут делать банки по 115-ФЗ
По 115-ФЗ одна из задач сотрудников финмониторинга банка — проверять легальность клиентских операций. Если у банка возникают подозрения в проводимой операции, он может ограничить дистанционный доступ (ДБО) клиента к счету и запросить подтверждающие документы.
Банки не заинтересованы в том, чтобы без причин ограничивать доступ своим клиентам к их счетам. В то же время они обязаны выполнять требования закона. При проверке операций банки руководствуются требованиями Центробанка.
В законе выделили те операции, которые банки должны контролировать обязательно (ст. 6 115-ФЗ). Это определенные клиентские операции на сумму от 600 тысяч рублей. В их числе снятие и внесение наличных, предоставление или получение беспроцентного займа, покупка или продажа иностранной валюты.
Также банки контролируют необычные операции клиентов, которые подпадают под критерии Положения Банка России № 375-П. В этом случае сумма операции значения не имеет. Всего таких критериев более 100. Так, банк точно заинтересуется, если клиент:
Тогда в рамках определенной процедуры сотрудник службы финмониторинга запросит у клиента документы по сомнительным действиям. Если их не представить, банк может отказать в проведении операции, а в случае двух отказов — расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Если сотрудник финмониторинга банка выявил подозрительную операцию, то он фиксирует сведения о ней: дату совершения, вид, основание, идентификационные данные физлица или юрлица. Организации дается три дня, чтобы передать эту информацию в Росфинмониторинг.
Что значит «блокировка» счета по 115-ФЗ
Блокировка счета — это некорректный термин. Банки ограничивают доступ к дистанционному банковскому обслуживанию (ДБО), если сомневаются в легальности операции. В это время клиент не может пользоваться интернет-банком, хотя возможность проводить платежи на бумаге остается. Для предпринимателя это значит, что он имеет право обратиться в банк лично и принести платежку на бумаге. В то же время он может представить документы по спорной операции, и если все в порядке, доступ к интернет-банку восстановят.
Комплаенс-помощники и памятки, которые выпускают обслуживающие банки, помогут избежать нежелательных проблем. Вот несколько советов:
А еще не игнорируйте запросы сотрудников банка. Даже если доступ к ДБО ограничили, представьте документы по операции, ответьте на вопросы комплаенс-службы и дайте необходимые пояснения. Тогда сотрудник финмониторинга сможет оперативно проверить все данные и доступ восстановят.
Кого включают в перечень террористов и экстремистов
Росфинмониторинг формирует «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» (коротко — фигурантов ПЭ). Регулятор формирует перечень на основании документов, которые поступают из разных органов: Генпрокуратуры, областных прокуратур, Следственного комитета, ФСБ, МВД, Минюста. Росфинмониторинг рассылает перечень экстремистов субъектам 115-ФЗ через личные кабинеты. Информация есть и в открытом доступе. Проверить человека и фирму можно здесь.
Граждане и организации попадают в список по разным причинам:
Физлицо или юрлицо могут исключить из списка. Например, если приговор или решение отменила апелляция, уголовное дело прекратили.
Согласно пп. 6 п 1. ст. 7 115-ФЗ, банки и другие субъекты 115-ФЗ обязаны выявлять среди клиентов тех, кто причастен к терроризму или экстремизму. Закон ограничивает работу с фигурантами этого перечня.
Физлица могут получать и тратить только 10 тысяч рублей в месяц. Еще одна мера по 115-ФЗ — деньги и имущество таких клиентов замораживаются (блокируются). Это значит, что они не могут взять кредит, совершить почтовый перевод денег, продать недвижимость или драгметаллы, заключить договор аренды. Также фигуранты ПЭ не могут действовать через подконтрольных лиц.
Заморозить активы можно, даже когда клиента нет в списке экстремистов. Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма принимает такое решение, если заподозрит физлицо или юрлицо в содействии террористам.
Что будет за нарушение 115-ФЗ
Банки и другие субъекты 115-ФЗ обязаны исполнять требования закона и пристально следить за операциями своих клиентов. Формальный подход к соблюдению законодательства по ПОД/ФТ грозит для них высокими штрафами и даже лишением лицензии.
Регуляторы, в числе которых Центробанк, Росфинмониторинг, Пробирная палата, Роскомнадзор и ФНС, проводят проверки среди субъектов 115-ФЗ. Если по результатам регулятор выявит нарушения, к организации могут применить следующие санкции:
Почта: info@konsull.ru
Тел: +7 (495) 103-01-32
Телеграм: elena_konsull